В Африке тоже пьют пиво. По крайней мере, в Южной Африке. Следовательно, есть смысл выяснить, что же это такое – южноафриканское пиво. Учитывая, что и сама-то Южноафриканская Республика сравнительно недавно была для жителей бывшего СССР “оплотом апартеида” или как минимум этакой “терра инкогнито”, сегодня тем более интересно узнать, как же они там живут и что они там пьют, в своей этой Африке.
Немного общих слов о южноафриканском пиве
Впервые на так называемый “черном континенте” пиво стали варить благодаря монахам – иезуитам из Ки-Санту, основавшими первую пивоварню. С нее, собственно, и началось пивное производство в промышленных масштабах. Хотя сама эта первая пивоварня лидером не стала.
На сегодня главными производителями южноафриканского пива являются Нигерия и ЮАР.
Между прочим, только в самом регионе можно попробовать уникальное и очень крепкое южноафриканское пиво из бананов – двадцать семь градусов! Только здесь – потому что этот продукт с выраженным фруктовым вкусом не экспортируется. А вот о том пиве, которое известно и “на местах”, и за рубежом, мы поговорим подробнее.
Южноафриканское пиво South African Breweries
Эта страна – довольно крупный производитель пенного напитка. А среди всех предприятий данной отрасли самым крупным в свою очередь являются компания SAB (“South African Breweries”) и компания Intercontinental Breweries. SAB уверенно держится в пятерке мировых лидеров отрасли.
В далеком 1892 году местный производитель пива Ч.Гласс, хорошо известный и вполне уважаемый человек, разработавший рецепт теперь уже не менее известного пива “Castle lager”, продал свою пивоварню в районе Кейптауна. Через три года пивоваренная компания была зарегистрирована в Англии, а еще через почти полвека штаб-квартира SAB перебралась в Йоханнесбург. Так южноафриканское пиво вернулось на африканский континент.
Однако эта пивоваренная компания производит не только фирменный напиток – южноафриканское пиво “Castle lager”, но и множество напитков, изготовляемых по лицензиям. Например, в 1964 именно South African Breweries впервые за пределами Ирландии стали варить пиво “Гиннесс”. А потом пришла очередь “Amstel” из Голландии и “Carling Black Label” из Северной Америки.
Между прочим, в отличие от крупнейших мировых производителей пива, южноафриканская компания не стремится продвигать везде одну и ту же, пусть себе и очень известную, марку напитка. Для нового региона здесь принято создавать новую марку пива.
К концу двадцатого века пивные заводы компании, производящие южноафриканское пиво, имелись в таких странах, как Китай, Польша, Румыния, Венгрия, Словакия, а также на Канарах. В 1998 южноафриканское пиво пришло в Россию. Об этом – чуть позже.
Около шестидесяти заводов принадлежат SAB на сегодняшний день – это только пивоваренных заводов. Плюс двенадцать солодовых, плюс десять, разливающих безалкогольные напитки. Охвачено производством двадцать стран, в которых созданы рабочие места на производствах компании для более чем восьмидесяти тысяч человек.
Управлять всей этой махиной с южной части Африки оказалось неудобно, и в последний год ушедшего века компания вновь переселилась в Лондон, где и теперь находится ее головной офис и где она прошла регистрацию на фондовой бирже.
Южноафриканское пиво в России
Как уже говорилось, за год до переезда в Лондон компания SAB пришла в Россию. Этому предшествовало тщательнейшее изучение специалистами компании деятельности двух сотен местных заводов. Такой своеобразный “кастинг” прошло калужское предприятие, занимавшееся выпуском пива и безалкогольных напитков, на базе которого и была создана КПК – “Калужская пивоваренная компания”.
Произведена полная модернизация предприятия, установлено оборудование фирмы “Huppman” из Германии, создана абсолютно новая инфраструктура, проведено оснащение завода высокоэффективными очистными сооружениями. И сегодня в Калужской области этот пивоваренный завод – самый крупный инвестиционный проект с привлечением иностранного капитала.
Отдельно следует сказать о подготовке персонала: огромные средства вложены в подбор обучение сотрудников компании из числа российских граждан – около двухсот местных специалистов работают бок о бок со специалистами из SAB.
Следуя своему правилу (“новому региону – новое пиво”), еще за полтора года до начала работы в России специалисты South African Breweries вдоль и поперек изучили вкусы, обычаи и отношение российских потребителей пива. Более чем четыре тысячи человек участвовали в специально разработанных опросах и в анкетировании, около полутысячи приняли участие в дегустациях. Собранный материал маркетологи компании тщательнейшим образом обобщили, изучили и проанализировали. Вне зоны их внимания не осталась ни одна из существенных характеристик:
- цвет
- калорийность
- крепость
- вкус
- содержания хмеля.
Было уделено внимание также дизайну упаковки и содержанию надписей на ней.
Результатом всей этой деятельности и стало появление удовлетворяющего российского потребителя фактически южноафриканского пива “Золотая бочка”, появившегося на рынке весной 1999 года.
Реклама южноафриканского пива Золотая бочка
Сюжет рекламного ролика, запущенного для популяризации южноафриканского пива в России также тщательно выверен и безупречно соответствует целевой аудитории компании. Реализовано все, что было учтено в ходе исследований:
- “мы уже не те” – констатация очевидного
- “но это только так кажется” – уход от обреченности и грусти
- “надо чаще встречаться” – оптимистичный призыв и посыл в будущее.
Все эти фразы так или иначе повторяются за почти любым столом в России во время почти любой дружеской встречи. И в немалой степени благодаря рекламе за два месяца присутствия на российском рынке компанией SAB было продано почти сто миллионов (да-да!) бутылок этого нового российско – южноафриканского пива.
А вот и сам ролик: