Этот Новый год отвлек нас с Вами от такого интересного занятия, как изучение всяких – разных национальных алкогольных напитков. И остановились мы на напитках балканских стран – в частности, на ракии, ее изготовлении и употреблении. Но, говоря о культуре пития на Балканах, о предпочитаемом там алкоголе, нельзя не упомянуть и о таком напитке, как сливовица. Вот давайте с этого места и продолжим разговор.
Что такое сливовица?
Этот не такой уж и неизвестный напиток еще иногда называют “сливица”, хотя вариант “сливовица” больше распространен и более привычен. А сам этот бренди из слив – да-да, сливовица с точки зрения технологии приготовления ни что иное, как бренди! – наиболее популярен в таких странах, как Чехия, Словакия, Черногория, Сербия, Болгария – практически во всех балканских странах. Он неизбежно среди фаворитов интересного ежегодного конкурса, который проводится в столице Чехии – пражского конкурса фруктовых самогонов. Интересно, что по отношению к сливовице не особо разнятся мнения христиан и мусульман: первые к алкоголю всегда были более лояльны, чем вторые, которым Аллах вино, как известно, пить запретил; но речь-то шла о вине из винограда, а о напитках из слив Аллах ничего не говорил, не так ли?
Об истории даже не столько самого напитка, сколько истории споров за первенство и авторство сливовицы мы поговорим отдельно и – предупреждаю сразу – никакой стопроцентной объективности я не обещаю. Теперь же давайте коснемся вопросов изготовления и употребления сливовицы.
Изготовление сливовицы
Сливовицу можно сделать только из слив. Точнее, из сливового сока. Вы делали когда-нибудь сливовый сок? Вот и представьте, что процесс его сбраживания гораздо проще, чем дальнейшая фильтрация. Но если еще точнее, то сливовица готовится и из слив, и из сока одновременно. Но давайте по порядку.
Итак, созревшие сливы, не лишая их косточек, складывают в емкость, которая является по сути огромной ступой, где и разминают. Потом приходит время тренировки терпения – ждать, пока сливовая кашица не начнет бродить, что легко определяется по появлению пенистости. Следующий этап – перегонка. Иногда осуществляется двойная перегонка – это существенно увеличивает крепость конечного продукта. Судите сами: после одинарной перегонки сливовица имеет примерно сорок пять градусов, после двойной – семьдесят пять. Как говорится, почувствуйте разницу! В любом случае после перегонки полученный полуфабрикат наливают в деревянные бочки, причем не из любого дерева, а именно из лимусинского дуба, в которых напиток выдерживается. Этот этап может длиться несколько лет, за которые жидкость становится более- менее насыщенного желтого цвета – это как раз “след” того самого лимусинского дуба. Кроме цвета характерной особенностью сливовицы является ее кажущаяся маслянистость, хотя может быть этот алкогольный напиток и вполне прозрачным. Но тогда по вкусу он мало чем отличается от своего собрата – виноградной ракии. Так что нечего стесняться той самой маслянистости – именно она и есть та самая изюминка, которая и делает сливовицу особенной.
Употребление сливовицы
Еще одной, и весьма замечательной, особенностью сливовицы знатоки алкогольных напитков вообще и разных видов самогона в частности дружно называют “легкость пития”. Несмотря на ее немалую крепость, можно выпить сливовицы также не мало, причем довольно частых в случаях неумеренного употребления крепких спиртных напитков явлений тяжелого похмелья, желания шумно и неадекватно себя вести, как правило, не наблюдается. Зато наблюдается появление философски – миролюбивого взгляда на окружающее. Что, однако, не избавляет о необходимости помнить основную заповедь – понемногу!
Сливовица хороша именно в чистом виде, портить ее, пытаясь сделать на основе этого напитка какой-либо коктейль, не стоит. Единственный, пожалуй, приемлемый вариант сочетания сливовицы – с ликером под названием “Мидори”. Поэтому в завершение – несколько слов про этот ликер.
Итак, ликер “Мидори” имеет оригинальный зеленый цвет, что, собственно, и отражается в его названии: в переводе с японского “мидори” и есть “зеленый”. Надо сразу отметить, что цвет этот и стал причиной изменения названия: поначалу японский двадцатиградусный ликер, изготавливаемый из особых сортов зеленой дыни, носил название “Гермес” и имел довольно специфический привкус, совершенно не устраивавший привередливых европейских потребителей продукции японского производителя алкогольных напитков – фирмы “Сантори”. А укрепление на рынке Старого Света было значимым приоритетом этого производителя. Незначительное, но принципиально успешное изменение рецептуры ликера, а вслед за этим и его названия, позволило проблему решить. К этому ликеру мы еще обязательно вернемся – он того действительно достоин, а пока запомним, что именно “Мидори” – лучший друг сливовицы, если Вы не хотите употреблять ее в чистом виде.