История пивоварения на Беларуси уходит своими корнями еще в далекие средние века, когда это государство было одним из крупнейших в Европе, называясь Великим Княжеством Литовским и входя в конфедерацию с Королевством Польским под названием Речи Посполитой.
Из истории белорусского пива
Занятие пивовара в этом конфедеративном государстве вообще и в его восточной части в частности считалось весьма и весьма почетным и доходным. Не удивительно – ведь среднестатистический шляхтич за год потреблял до семисот литров пива! В наши дни такие показатели оставили бы далеко позади тех же чехов с их ежегодным употреблением на человека ста шестидесяти литров пива.
Кстати, шляхта среди своих многочисленных прав имела и так называемое “право на пропинацию” – строительство, содержание и получение доходов с броваров – именно тех мест, где и производились слабо и неслабо алкогольные напитки. Но в основном – слабоалкогольные, ведь, как мы помним, градус употребляемых веселящих жидкостей существенно повысился только после открытия и внедрения перегонки. С эти правом и играми царского правительства вокруг него и налогов на производство спиртного на бывших землях Речи Посполитой, занятых империей после ее – Речи – разделов, происходило много интересных и замалчиваемых событий, но это совсем, как говорится, другая история. мы же вернемся к белорусскому пиву.
Современные производители белорусского пива
В нынешней Беларуси есть четыре крупных производители пива, белорусский рынок поделивших совсем не поровну:
- ОАО “Криница”
- ОАО “Пивзавод Аливария”
- ОАО “Лидское пиво”
- ЗАО «Пивоваренная компания «Сябар»
Крупнейшее предприятие отрасли – открытое акционерное общество “Криница” (“крыница” в переводе “родник”), свою первую партию пива выпустившее в семьдесят пятом году. За время своего существования эта компания заняла почти половину рынка со своей продукцией – более сорока процентов. На экспорт идет также в основном белорусское пива брендов, производимых этим монстром пивной промышленности страны. Это такие бренды, как “Александрыя”, “KULT”, “Kaltenberg” и, разумеется, фирменное – “Криница”.
Около двадцати процентов рынка принадлежит открытому акционерному обществу “Пивзавод Аливария”. И более двадцати процентов акций компании принадлежит – кому бы вы думали? – нет – нет, не ему, ошиблись , а Европейскому банку реконструкции и развития. А тридцать процентов – холдингу “Baltic Beverages Holding”, который, как видим, вкладывает капиталы не только в Прибалтике. “Аливария” – хорошо известная и любимая в Беларуси пивная компания, первая на белорусском рынке внедрившая такую услугу, как экскурсия по предприятию с участием в изготовлении пива и его дегустацией. А выпускает она продукцию под брендами “Аливария”, “Дата-1864” и “Бровар”.
А старейшим пивным заводом Республики является открытое акционерное общество “Лидское пиво”, расположенное, как легко догадаться, в старинном городе с красивым названием Лида. Причем, произошло это название совсем не от женского имени, как ошибочно полагают некоторые, а от балтского слова, обозначавшего “место под вырубку”. Так вот этому ОАО принадлежит четырнадцать процентов белорусского рынка пива, на котором лидчане представляют такие бренды, как “Жигулевское”, “Тема” и, конечно же, “Лидское”.
Среди собратьев – пивных открытых акционерных обществ – “Пивоваренная компания «Сябар” в каком-то смысле – белая ворона. Это закрытое акционерное общество, причем еще и иностранное, входящее в группу компаний «Heineken». Однако, несмотря на государственный призыв к своим гражданам “купляйце беларускае” (“покупайте белорусское”), призванный стимулировать местных покупателей отдавать предпочтение местным производителям, эта компания все же сумела занять более двенадцати процентов белорусского рынка со своим собственным пивом “Бобров” и тремя сортами этого напитка, выпускаемых по лицензии.