От всяких весьма сомнительных по достоверности легенд про пиво давайте обратимся теперь к историческим данным о появлении этого алкогольного напитка. Хотя, конечно, достоверность исторических так называемых данных тоже очень часто вызывает вполне обоснованное сомнение у вдумчивых исследователей. Но, поскольку альтернативного изложения истории пива мы пока не встречали, будем оперировать тем, считается – по крайней мере пока – историей достоверной.
История пива: первые упоминания
Выясняется, что впервые при пиво история упоминает еще в том периоде, которое принято называть античностью. Рискну предположить, что это первое упоминание, обнаруженное в трех тысячелетней давности древнейшем манускрипте, весьма понравилось бы тем самым деятелям Минздравов, которые не устают нас с Вами предупреждать.
А все потому, что и в том самом источнике некий заботливый отец предупреждает своего непутевого сына, часто, как можно судить из текста, наведывавшего питейные заведения, что “неумеренное употребление пива (в этом случае речь шла о гаге – одном из известных сортов этого напитка) вредит здоровью”.
Причем, производство пива в древнем Египте уже было, можно сказать, промышленным: в древней столице этого древнего государства – Тель-Эль-Амарн — это был город археологи из Великобритании обнаружили такую же древнюю пивоварню. Время ее функционирования было определено ими как конец пятнадцатого – начало четырнадцатого столетия ДО нашей эры. Интересно, что принадлежала эта пивоварня храму. Собственно, то что служители разных религиозных культов во все времена весьма даже преуспевали в изобретении рецептур алкогольных напитков, ничего нового и удивительного нет. А интересно то, что этот вышеупомянутый древнеегипетский храм построен был никем иным, как царицей Нефертити.
Все те же исследователи времен давних считают, что пиво, а так же хлеб и лук были обязательными продуктами в ежедневном рационе египтян. А строители пирамид в обязательном порядке получали каждый рабочий день – а может, и выходной, если такие дни у них были – по три сосуда пива. Объем сосудов вот было бы еще интересно узнать. Рискну предположить, что не очень большой – иначе, как бы у этих древних строителей получились бы такие качественные пирамиды?
История пива: первый рецепт
Самый первый рецепт, который откопали ученые – причем в прямом смысле – во время своих раскопок, довольно прост и, в принципе, вполне при должном старании воспроизводим в современных условиях.
Вот он: берется хороший ячмень свежего урожая, несколько раз замачивается – до тех пор, пока не начнут образовываться хлопья. После чего этот самостоятельно полученный “Геркулес” следует высушить, а затем приготовить из него с использованием закваски хлеб. Кусочки такого хлеба поджарить, стараясь не переусердствовать, и вновь замочить в воде. Настаивать до образования той самой пенной жидкости, ради которой вся эта возня и затевается.
История пива на русских землях
Прежде всего, напомним, что исторически русскими землями называли вовсе не те территории, которые сегодня мы привычно называем русскими. Хотя любовь к пенному напитку характерна и на тех, и на этих русских землях. Так что обратимся просто к истории пива, без особой привязки к границам и государствам в современном мире.
Нужно сказать, что у пива всегда были вполне достойные соперники в борьбе за внимание потребителя – в том числе и в довольно далеко отстоящие от нас на шкале времени времена. Тут вам и брага, тут вам и мед (который тоже не только продукт пчеловодства, а еще и алкогольный напиток, ныне называемый медовухой) и — чуть позже, конечно, та же водка.
Всякие–разные исторические документы свидетельствуют, что все эти веселящие народ и любимые им напитки конкурентную борьбу на выживание между собой не вели, а вполне себе мирно уживались. И хотя, на наш взгляд, роль алкогольных напитков вообще и в частности пива в истории сегодня несколько преувеличена, факт остается фактом: от пития населявшие русскую землю люди отказываться были не готовы.
По крайней мере, власть придержавшие князья – а именно князь Владимир — даже возможностью вполне официально иметь гарем, приняв мусульманство, не соблазнился. И действительно: гаремом – да таким, который разным там падишахам и не снился – Ясно Солнышко уже натешился, одних официальных жен князь-язычник утомился по своим дружинникам пристраивать, приняв христианство. А традиции народа тоже чтить требуется, если не хочешь вдруг в заточении или с мечом в спине оказаться. Вот и пришлось от запрета на спиртное, обязательное (по крайней мере в те далекие времена) в исламе отказаться, по поводу чего Владимир и произнес, как зафиксировали летописцы, историческую фразу:
Руси есть веселье пити, не можем без того быти
История пива на Руси: первые упоминания
Есть предположение, что варить пиво на славянских землях начали еще представители трипольской культуры – а это четвертый – третий века до нашей эры. Именно в междуречье крупнейших рек, берега которых активно обживались славянами, и развивалось земледелие, что вполне могло привести и к появлению пива. Но точных данных у ученых нет, есть только предположения. Причем в этих предположениях для того первого трипольского пива древние пивовары должны были использовать просо.
А вот уже более-менее достоверные письменные источники упоминают о пиве только в четырнадцатом веке. Новгородские берестяные грамоты содержат среди прочих весьма интересных сведений и упоминания о пивоварах из уст, условно говоря, некоего Грикши:
Поклон от Грикши к Есифу. Прислав Онанья, молви…Яз ему отвечал: не рекл ми Есиф варити перевары ни на кого. Он прислал к Федосье: вари ты пив, седишь на безатьщине, не варишь жито…
Что там за разборки у Грикши с Есифом и разборки ли это, не совсем ясно. А вот то, что упомянуто пиво – вполне. Уточним только, что в те времена и в тех краях житом называли как раз ячмень, а переваром – слабоалкогольный напиток из пива и меда. Производство этого перевара было, кстати, одной из повинностей в Великом Новгороде. Да и не только в нем.
Брать дань медом, как натуральным, так и уже переработанным в хмельной напиток, так же как брать дань тем же переваром было обычной распространенной, как сейчас бы сказали, налоговой практикой.
Кроме того, оплачивая свой оброк за пользование землей, крестьяне в обязательном порядке часть этого оброка сплачивали хмелем, пивом и солодом. А первые упоминания о солоде относятся еще ко временам Киевской Руси. Солод вообще был вполне себе популярной “валютой”: им оплачивались работы мастеров, которые ремонтировали городские стены и другие укрепления, им же получали “зарплату” и княжеские служки, собиравшие дань и штрафы.
Возможно, выражение “в жидкой валюте” имеет гораздо более далекие исторические корреляции, чем мы привыкли думать?