Мы поговорили об абхазских винах, а теперь упомянем те традиции, которые бережно соблюдаются в этой гостеприимной стране в отношении употребления этих алкогольных напитков, поговорим о культуре пития. Вино считается божественным даром, и это лишний раз напоминает о том, что целебные свойства винограда и продуктов из него почитаются в Абхазии с давних времен. Вино лечит, вино радует, вино поднимает настроение. “Упиться” хорошим абхазским вином просто невозможно, а вот подкрепиться – да. Так что не стоит удивляться, когда хозяин приглашает на стаканчик доброго вина именно с этой целью – помочь восстановить силы проходящему путнику.
Как и в других винодельческих странах, в Абхазии вино – традиционный напиток местных жителей. А предпочитают здесь и при обычных приемах пищи, и на торжественных трапезах натуральное вино почти черного цвета из винограда сорта Изабелла. Другие абхазские вина из местных сортов винной ягоды тоже, разумеется, не игнорируются, но такое – самое, можно сказать, ходовое. Любые праздники и обряды – как светские, так и религиозные – просто невозможно отмечать без абхазского вина.
Новый год и культура пития
Давайте попробуем представить, как, не нарушая культуру пития абхазского вина, представляют здесь этот алкогольный напиток на новогоднем столе.
Встречают этот шумный и веселый праздник по старому стилю – в ночь с тринадцатого на четырнадцатое января. К вечеру тринадцатого хозяйки уже приготовили вкуснейшие сырные пироги и массу других блюд, уже зарезаны петух или коза. Обязательным элементом новогоднего застолья является графинчик с вином, налитым из керамической амфоры. Причем на Новый год предпочитают употреблять красное вино: оно придаст силы и омолодит кровь. Вот амфора торжественно извлекается, открывается и хозяин поливает праздничным напитком нанизанные на деревянный вертел кусочки отварных сердца и печени. При этом он обращается к Всевышнему с искренней молитвой, в которой просит даровать своей семье, своим близким здоровье, благополучие, счастье. И теперь каждый участник трапезы может получить стакан абхазского вина и кусок благословленного Богом мяса.
На следующий день наступает очередь взаимных поздравлений и добрых пожеланий друзьям и соседям, и, конечно, все эти поздравления и пожелания сопровождаются мудрыми тостами и поднятием бокалов с абхазским вином. Роль же организатора застолья, следящего за порядком и направляющего праздник в нужное русло – это роль тамады.
Тамада – проводник культуры пития
Тамада обязательно присутствует во время любого застолья, за исключением тех случаев, когда за общим столом людей свело горе. И выбирают тамаду, условно говоря, открытым голосованием среди самых уважаемых людей. Это не юнец с хорошо подвешенным языком, а почитаемый всеми муж, обладающий не только ораторским даром, но и житейской мудростью, и знанием большого количества тостов, и умением “сделать тост” из возникшей за столом ситуации или беседы, и, конечно, свято соблюдающий все заповеди культуры пития. Причем тамада должен строго придерживаться определенной последовательности и, если можно так выразиться, иерархии тостов. Ведь есть традиционно-обязательные застольные речи и их пропустить или провозгласить не в том порядке никак не допустимо.
Самый первый тост, провозглашаемый во время застолья по любому поводу, – ритуальный и обращен он к Господу. Дословно этот абхазский тост звучит так: “Боже, даруй нам теплоту своих очей!”. Но не надо думать, что это единственное обращение к Богу за все время застолья: в начале каждого последующего тоста участники трапезы под руководством тамады так же просят Бога благословить того, за кого собираются поднять бокалы с абхазским вином.
И еще традиция, которая, на мой взгляд, не только свидетельствует о культуре пития, не просто весьма достойно характеризует абхазцев, но и многое объясняет в сложившихся в местном обществе отношениях: традиционные на любом празднике тосты за Абхазию, за свой народ, за старших и, разумеется, первый ритуальный тост, поднимаются стоя. А, чокаясь бокалами, участники застолья также соблюдают возрастную иерархию. Те, кто младше, держат свой бокал ниже, выражая этим свое почтение к более старшим людям.
А если тамада произносит тосты на застолье религиозного характера, или собранного в честь какого-либо народного обряда, или на свадьбе – он должен взять в руку палочку из орешника – фундука, на которой нанизаны органы принесенного в жертву животного – печень и сердце.
Количество? Культура пития!
Посмею провозгласить новую формулу: культура пития проявляется не только в соблюдении правил поведения за столом и застольных традиций, не только в искусстве оратора и слушателя, но и в умении не пьянеть и вести себя достойно в независимости от количества выпитого. И вот как раз в абхазском менталитете такое понимание культуры пития доминирует. Хотя не так просто покинуть место праздника после десятка бокалов абхазского вина так, словно ты пришел туда пригубить только один. А ведь есть еще знаменитая традиция, своеобразная жирная точка абхазского застолья, после постановки которой сразу происходит “отделение зерен от плевел”: финальный рог.
Настоящее произведение искусства, этакий символ застольной власти, способный погубить или восславить любого участника праздника, он торжественно выносится хозяином дома в самом конце мероприятия. Иногда это сделанный из хрусталя рог, но традиционно для роль такого финального рога обрабатывается и украшается рог буйвола или быка. Наливается полный сосуд и выпить его следует до дна за здоровье и благополучие тех, кто устроил данный пир. А кто же сделает этот традиционный жест, приняв на свой уже “измученный нарзаном” за время долгого застолья организм еще один последний, самый мощный удар? Это должен быть настоящий мужчина, который верно рассчитал свои силы и способен не только, не отрываясь от процесса, выпить почти литр алкогольного напитка, но и сказать после этой акции искреннюю благодарственную речь.
Пройдя длинный неспешный путь от первого до последнего бокала, участники застолья, чаще всего ближе к рассвету, начинают расходиться по домам. Твердой, насколько это получается, походкой, попрощавшись с гостеприимными хозяевами, и не позоря ни себя, ни их тем, что сил дойти до дому у кого-то нет: видели Вы где-нибудь в Абхазии валяющегося под забором пьяницу? Отсутствие их – свидетельство не только качества употребляемых здесь алкогольных напитков, но и культуры их пития.
Культура пития и гостеприимство
И отдельно несколько слов хочется сказать о традиционном абхазском гостеприимстве. Гость в этой стране считается “благодатью Бога”, по поверью, появляясь в доме, он приносит с собой семь счастий. И одно из этих счастий – счастье дружеского, искреннего застолья и общения. Хозяйка дома готова традиционно принять на себя все неприятности и недомогания гостя, демонстрируя это произнесенной возле него магической фразой и круговым обрядовым жестом рукой над его головой.
Все лучшее – ему, дорогому гостю: и изумительные блюда абхазской кухни, и сочные свежие овощи и фрукты, и кувшинчик с абхазским вином. Вот они – краеугольные камни абхазского долгожительства: здоровая пища и напитки, удивительная природа и, возможно, самое главное – взаимоуважение, почитание старших, доброжелательность к пришедшим. И, конечно, культура пития прекрасных абхазских вин.
И пусть Бог дарует теплоту своих очей всем, живущим в Абхазии и приезжающим в эту замечательную страну!
Гость в Абхазии считается благодатью Бога. Какой гостеприимный народ!