В юго-Восточной Азии тоже любят пиво. Ежегодное увеличение количества потребителей составляет около пятнадцати процентов. Вьетнамские почитатели этого напитка предпочитают пиво непастеризованное, а вьетнамские производители довольно успешно на местном рынке конкурируют с международными пивными гигантами. Но обо всем по порядку.
Марки и сорта вьетнамского пива
Наиболее известные марки вьетнамского пива следующие:
- “Hanoi”
- “Еiger”
- “Saigon”
- “Tiger”
- “Hue Beer”
- “Bia Hoi”
- “333”.
Интересным ароматом – ароматом рисовой водки – обладает вьетнамское пиво “Hue Beer”, название которого отсылает нас ко временам американо-вьетнамской войны. Город Хюэ, и до этого знаменитый красивейшим королевским дворцом, прославился еще и героизмом жителей.
Производит этот сорт пива вьетнамская пивоварня “Hue Brewery”, являющаяся тем не менее собственностью пивоваренного концерна “Carlsburg”. Напиток представляет собой золотистый пилснер пяти процентов крепости.
А про два последних сорта вьетнамского пива в выше приведенном списке следует рассказать отдельно.
Вьетнамское пиво 333
В относительно недавнем прошлом это – самое известное и популярное вьетнамское пиво. Причем известное не только среди местных жителей, но и среди американских солдат, которые в своих воспоминаниях о войне называли его “отвратительным” и наделили титулом “вкус вьетнамской войны”.
Это тоже пяти процентный напиток, раньше называвшийся “33”, сейчас – “333”, или по-вьетнамски “ba-ba-ba”. Почему в названии этого вьетнамского пива добавилась еще одна тройка, покрыто тайной. На юге Вьетнама напиток производили с восемьдесят третьего года прошлого столетия. В него добавляли специальные вещества, которые были призваны служить профилактикой малярии. Возможно, отсюда и тот “отвратительный” привкус, который и не нравился американцам.
Тем не менее, получив увольнение, американский солдат спешил в сайгонские притоны, где стремился удовлетворить два “основных инстинкта” : один с помощью знаменитых сайгонских проституток, второй – как раз с помощью вьетнамского пива “33”.
В наши дни этот напиток, только уже, как было сказано, с одной дополнительной тройкой в названии продается по территории всей страны в жестяных банках. Сырье для его производства поставляют из Австралии, а технология изготовления опирается на немецкие традиции.
Национальное вьетнамское пиво Bia Hoi
Легкое вьетнамское пиво Bia Hoi, считающееся самым освежающим напитком подается разливным, в пластиковых стаканах объемом один литр. Иногда можно встретить емкости и гораздо более значительного объема – пять литров. В качестве закуски обычно используют орешки. Те заведения, где это вьетнамское пиво предлагается посетителям, оборудованы, как правило, пластиковой мебелью, а шелуху от орешков в них принято бросать на пол. Так что презентабельностью на взгляд европейца такие пивные места не отличаются.
Зато в самом вьетнамском пиве “Bia Hoi” нет ни грамма консервантов, что и делает его очень популярным продуктом. Небольшие пивоварни северного Вьетнама варят этот напиток маленькими партиями, продается он только в кегах. Ежедневно эти маленькие партии свежайшего пива развозятся по утрам по множеству уличных ресторанчиков вьетнамской столицы.
Кстати, само название этого напитка переводится как “свежее пиво”. Содержание алкоголя в нем невелико, вкус довольно оригинален, срок хранения, что понятно – пиво-то натуральное – невелик, а цена ниже, чем у сортов пива международных известных брендов, в три раза.
Это и является основой маркетинговой политики производителей вьетнамского пива: более простые местные продукты с низкой маржой, производить которые зарубежные компании не берутся. Неудивительно, что вьетнамское пиво “Bia Hoi» довольно уверенно охватывает треть рынка страны.
Производители вьетнамского пива
Не более чем два десятилетия назад производителям вьетнамского пива пришлось выдержать натиск дешевой продукции из Китая. Сегодня головная боль местных пивоваров – конкуренция известных крупных международных компаний. Однако попытки их вторжения на местный пивной рынок вьетнамцы вполне успешно отражают, продвигая свое кеговое пиво. Хотя вообще-то потребление пенного напитка во Вьетнаме сравнительно невелико – около двадцати пяти литров на душу населения.
Наиболее крупные пивоваренные компании этой страны – “Ханойская пивная компания” (“Hanoi Beer Company (Habeco)”) и “Сайгонская пивная компания” (“Saigon Beer Company (Sabeco)”). Вместе они “держат” половину пивного рынка. На другой половине играют:
- “Вьетнамская пивная компания” (“Vietnam Brewery Company”)
- “Худа” (“Huda”)
- “Халида” (“Halida”)
- “Хатайская пивная фабрика” (“Ha Tay Brewery Factory”).
На этой же второй половине рынка “играют” и иностранные компании. С начала девяностых двадцатого века тут представлена пивоваренная компания из Дании “Carlsberg”, создавшая совместные предприятия сначала с производителем вьетнамского пива компанией “Viet Ha Brewery”, а позже и с местной компанией “Huy Brewery”.
После датчан на вьетнамский рынок пришли и другие: французский “Kronenbourg” вместе с британской “Scottish & Newcastle” создали совместное пивное производство с вьетнамской компанией “Vinataba”.
Все производители пива во “Вьетнамской ассоциации пива, алкогольных и безалкогольных напитков” объединяются вне зависимости от того, какие сорта, марки и бренды этого напитка они производят и продвигают на местном рынке.