Конечно, для особо продвинутых лиц может оказаться достаточным взглянуть на бутылку с алкогольным напитком, включить интуицию и седьмое чувство и тут же вынести заключение о качестве и нюансах всех параметров содержащейся в сосуде жидкости. Менее продвинутые вынуждены идти традиционным путем использования своих органов чувств для анализа качеств предметом окружающего мира. И когда такой предмет исследования – алкогольный напиток, дегустация должна задействовать зрительные, обонятельные и вкусовые ощущения. Вот о них и пойдет речь.
Зрение и дегустация алкогольных напитков
Зрение при проведении дегустации алкогольных напитков играет роль вспомогательную, но все же оценивать напиток мы начинаем именно со зрительных параметров. Часто бывает, что отказаться от приема того или иного напитка человек решает еще до того, как попробовал его на вкус или смог оценить его запах – может просто не понравиться его цвет.
С помощью зрения, таким образом, следует оценить цвет алкогольного напитка – раз; его прозрачность – два. Именно этот параметр – прозрачность – может оказаться решающим при визуальной оценке качества крепких алкогольных напитков, таких как коньяк, виски, водка. Только действительно чистая вода, используемая для производства, и качественная перегонка дают требуемую прозрачность крепким спиртосодержащим жидкостям.
Что еще помогает оценить наш орган зрения во время дегустации? Это так называемая вязкость, по которой “вычисляют” возраст алкогольного напитка. Делать нужно так: несколько раз вращаем бокал вокруг оси, держа его почти в горизонтальном положении. Потом держим его вертикально и следим за тем, как по внутренним стенкам сосуда течет содержащаяся внутри жидкость. Чем медленнее, тем дольше выдерживался напиток до дегустации. Алкогольные напитки (такие как виски или бренди), в которых есть примеси карамели или других добавок, при стекании будут иметь свои особенности: если капля шире, чем то место, откуда она начала свое движение, значит, такие добавки есть.
Поможет зрение для анализа и такого напитка, как шампанское. Достаточно внимательно посмотреть, какие пузырьки суетятся в бокале. Если они совсем маленькие, значит, это шампанское долго выдерживалось в погребе на так называемом “осадке”. Если покрупнее – значит, выдержка короче.
Орган обоняния при дегустации алкогольных напитков
Проведение дегустации или просто прием алкогольных напитков часто совершенно безотчетно начинается именно с глубокого вдоха, позволяющего побыстрее насладиться ароматом, вырвавшимся из бутылки. Однако, и этот весьма важный орган чувств следует во время дегустации задействовать правильно. Тем более, что хорошо тренированные люди, опираясь только на обоняние, способны оценить гораздо больше параметров исследуемого предмета, чем те, кто задействует зрение и вкус. Диапазон запахов, воспринимаемых человеком, гораздо шире и разнообразнее, чем диапазон вкусовых и зрительных ощущений.
Итак, как же следует оценивать свои обонятельные впечатления при проведении дегустации алкогольных напитков. Выделяют три волны таких ощущений.
Первая – анализ наиболее летучих ароматов, которые можно оценить уже с пятисантиметрового расстояния от кромки бокала. Эта волна несет информацию о продукте, из которого изготовлен напиток (например, вишня в ликере, мята в наливке, зерно в водке). Кроме того, при должной тренировке и опыте по этой волне ароматов безошибочно определяется качество использованных для выдержки алкоголя дубовых бочек – новых или применявшихся ранее для изготовления другого алкогольного напитка. Новые дубовые бочки передают жидкости слабый ванильный аромат.
Информацию о более устойчивых соединениях можно получить из второй волны ароматов. Она ощущается возле самой кромки бокала и позволяет сделать заключение о богатстве, полноте букета запахов данного алкогольного напитка. Чтобы почувствовать третью волну ароматов во время проведения дегустации, свой орган обоняния – в просторечии “нос” – нужно опустить как можно глубже в бокал. Именно там приходит откровение, из которого становится ясно, каков возраст напитка. Понятно, что ясно это становится не с первого раза. Но, и как во всех иных случая, без регулярных тренировок в выбранной области сложно рассчитывать на результат. Да, маленькое уточнение: тренируясь оценивать третью волну ароматов при дегустации крепких алкогольных напитков, вдыхать нужно не только носом, но и слегка приоткрытым ртом.
Вкус и дегустация алкогольных напитков
Согласитесь, что чаще всего в быту, оценивая вкус того или иного алкогольного напитка, мы ограничиваемся примитивным и всеобъемлющим “вкусно – невкусно”. И неудивительно, ведь орган вкуса, самый, пожалуй, обделенный из всех в плане широты диапазона исследуемых ощущений. На самом деле только четыре параметра (кисло – сладко – горько — солено) и их сочетания и могут быть оценены с его помощью. Поэтому и при проведении дегустации он играет далеко не ведущую роль, справедливо уступая пальму первенства зрению и обонянию.
Пробовать алкогольный напиток нужно не глотком, а разными частями языка, потому что вкусовые рецепты, отвечающие за восприятие тех самых разных немногочисленных параметров вкуса, находятся не в одном месте и не рассредоточены равномерно по всей языковой поверхности. Так вот, чтоб оценить “горько — сладко”, жидкость следует пробовать только кончиком языка. Дополнить полученные с помощью обоняния сведения о входящих в состав напитка ингредиентах и определить крепость его можно, ополоснув напитком ротовую полость – сначала отправляем его к нёбу, омывая всю языковую поверхность, потом возвращаем к деснам. Не забываем при этом немного вдыхать отпуск – благодаря ему информация быстрее дойдет до центра анализа вкусовых ощущений.